История Масленицы

Комоедица, Сырная седьмица, Масленица

Формально, Масленица в её нынешней форме НЕ является языческим праздником и НЕ имеет никаких языческих корней — этот праздник был введен церковью в XVI веке для вытеснения из народного сознания языческого великого солнечного праздника встречи весны Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие   (начало астрономической весны).     «Сырная», или  «мясопустная» седмица  (ее народное название Масленица), введенная церковью взамен дотоле традиционного языческого празднования Комоедицы, — это один из элементов святой борьбы христианства с язычеством  (с религиозными конкурентами).

Но мы то с Вами знаем, что вот так просто не сдаются древние корни и в основе любимой всеми народой Масленицы лежит ТРИ праздника Масленицы:

1. Языческий праздник — Комоедица

Праздник древнейших земледельческих культов, дошедший до нас из времен мезолита. Неделя до и неделя после Дня весеннего равноденствия — начала астрономической весны, который совпадал с празднованием Нового года  (за зимой следует весна, а это новый плодородный год). А как встертишь новый год так его и проведешь — не эти ли двухнедельные гуляния и торжества легли в основу присказки!
Почему именно Комоедица?  «Ком» — так наши предки называли медведя. Медведи чуяли весну — просыпались. Люди приносили  «блинные жертвы» великому Медовому зверю: отсюда —  «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам, невежам, слышится по-другому:  «первый блин комОм». Медведь — это  «хозяин», «ведающий (мед)», а мед для русского человека — источник жизни и здоровья.

Это самый древний из прородителей нынешней Масленицы праздник, поэтому с уверенностью можно сказать, что именно от него нам в наследство досталась удаль, развеселье, блины и традиция сжигать чучело.

2. Церковная Масленица — Сырная неделя или Сырная Седьмица

Учрежденный русской церковью в XVI веке 7-дневный православный церковный праздник с понедельника по  «прощеное» воскресенье. Последняя из 3-х седмица  (неделя) перед Великим постом. В последний день Масленицы,  «прощеное воскресенье», сжигают соломенное чучело надоевшей Зимы  (Марены), а не Масленицы, как многие ошибочно полагают. В католичестве церковный праздник Масленицы называется Карнавал. 7 дней совпадающие с церковной сырной неделей в народной Масленице обозначены по-своему традициями

3. Народный праздник — Масленица

Сочетая в себе языческие и христианские традиции, народная Масленица издавна праздновалась на Руси с размахом, о чем говорит и царское установление XVIII века, в котором Петр I предписал светское празднование по образу иноземных карнавалов — это по настоящему Народный 8-дневный разгульный, пьяный и обжорный русский светский праздник, по действу это европейский Карнавал с русскими традициями безудержных гуляний.  (еще есть другие названия — петровский    «ВСЕШУТЕЙШИЙ, ВСЕПЬЯНЕЙШИЙ И СУМАСБРОДНЕЙШИЙ СОБОР»). 

Начинается на 1 день раньше церковной Масленицы и проводится в дни церковной сырной седмицы c воскресенья  «мясного заговенья» по  «прощеное» воскресенье. Завершение праздника так же символизируется традицией сжигать чучело Масленицы Зимы.

Царь Петр, любивший разгульные молодецкие забавы, праздновал Масленицу с поистине царским размахом. Это подметил в свое время и сын генерала русской службы Фридрих Берхгольц, известный благодаря подробному дневнику о пребывании в России. Он писал о необычной процессии, которую устроил русский царь, состоящую из кораблей русского флота, поставленных на сани запряженные лошадьми:

«Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге и, несмотря на зиму, он делал, однако ж, со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль». 

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I,устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием Торжествующая Минерва. Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом. 

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине бриллиантовую масленицу. 

Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках:

На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем.

По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста. 

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал:

В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется.

Даже качели, которые любили устраивать на масленицуроссияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися.

По праву можно сказать что нынешняя масленица вобрала в себя лучшие традиции и для нас, обывателей, этот mix безудержного, необузданного веселья заложенных Карнавалом Петра Великого, древних символов солнца блинов и языческих корней — символ легкой жизни и будущих удач. Вот и нам будет в радость поддержать эту традицию. Русские умеют гулять-веселиться, кутить да песни петь! Остается совсем малость — последовать традиции, конечно же, сжечь на костре чучелоА как же иначе!!!

Кстати, этот весенний праздник – еще одно подтверждение, что народы Европы берут начало от одного великого пранарода. Так, в Кельне масленичные гуляния называются «фастеловенд» (Fastelovend), а в Майнце –  «фассенахт» (Fassenacht).

Широкой известностью пользуется масленичный карнавал в Рейнской области – Рейнланде. Здешний карнавал – это безудержное веселье с четверга до вторника. Аналог Масленицы до сих пор празднуют в Чехии, Дании, Англии.